1 неделя назадПолезное
С 1 сентября — новые правила ПДД в Беларуси: что меняется для велосипедистов и пользователей СПМ
Обновлённые ПДД в Беларуси: новые правила для велосипедистов и электросамокатов, ограничения скорости и условия регистрации.
0
Кратко о событии
1 сентября в Беларуси вступают в силу обновлённые Правила дорожного движения. На пресс-конференции в Национальном пресс-центре начальник ГУ ГАИ МВД Виктор Ротченков разъяснил ключевые изменения, затрагивающие велосипедистов и пользователей средств персональной мобильности (СПМ).
Ключевые изменения ПДД
- Спешивание при переходе дороги. Велосипедисты и пользователи СПМ обязаны спешиваться при пересечении проезжей части.
- Новое определение СПМ. СПМ — устройство на одном или нескольких колёсах (роликах) с максимальной конструктивной скоростью не более 25 км/ч, предназначенное для передвижения одного человека за счёт электродвигателя. Пользователи СПМ приравниваются к велосипедистам с оговорёнными особенностями.
Скоростные лимиты для СПМ:
- по велодорожкам — до 25 км/ч;
- по тротуарам — до 10 км/ч.
- Ограничение по массе на тротуарах. Запрещено движение по тротуару устройств тяжелее 35 кг.
- Электроустройства, схожие с мопедами/мотоциклами. Им разрешено участвовать в дорожном движении при подтверждении типа транспортного средства, оформлении электронного паспорта и регистрации в ГАИ.
- Прочие уточнения. Территории садоводческих товариществ отнесены к жилой зоне.
Почему это важно: аварийность и мотивация изменений
За последние два года произошло около 900 ДТП с участием велосипедистов и пользователей СПМ. В 2024 году отмечен всплеск: погибло 4 пользователя СПМ; в первом полугодии 2025 года — 3 погибших, а общее число таких ДТП выросло на 30%. Эти данные стали основанием для инициатив МВД по корректировке отдельных положений ПДД.
Скорость — главный критерий для классификации СПМ
- Определяющим является максимальная конструктивная скорость, установленная производителем. При отсутствии данных производителя она будет определяться экспертизой.
- Важно: если устройство программно ограничено до 25 км/ч, но конструктивно способно ехать быстрее, оно относится к механическим транспортным средствам (МТС).
Регистрация устройств быстрее 25 км/ч: упрощённый порядок
- Право на регистрацию. Владельцы устройств, ранее считавшихся СПМ, но имеющих максимальную конструктивную скорость свыше 25 км/ч, могут зарегистрировать их в ГАИ при подтверждении соответствия типам «мопед» или «мотоцикл» по ТР ТС 018/2011.
Процедура:
- Предоставить устройство в испытательную лабораторию — резидента РБ, включённую в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС.
- При соответствии требованиям оформить электронный паспорт.
- Пройти упрощённую регистрацию в МРЭО.
- Срок упрощённого режима: действует до 1 сентября 2026 года.
Где можно ездить без регистрации таким устройствам
- Допускается: по дорогам без усовершенствованного покрытия в светлое время суток — по обочине, а при её отсутствии — по проезжей части не далее 1 м от правого края.
- Нельзя считать без покрытия: гравийные дороги относятся к усовершенствованному покрытию. Фактически без регистрации — только лесные и полевые грунтовки или закрытые территории.
Статус водителя:
- устройства, признанные МТС, приравнивают их пользователей к водителям механических ТС (нужны категории);
- если масса менее 35 кг и нет сиденья и рулевого управления — приравниваются к водителям немеханических ТС.
- Категории: для признанных МТС потребуется соответствующая категория (АМ или А1), даже при управлении незарегистрированным транспортом.
Что не считается механическим транспортным средством
- СПМ (по новому определению).
- Велосипеды с электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки не более 0,25 кВт или с максимальной конструктивной скоростью не более 25 км/ч (либо иной двигатель с аналогичными параметрами).
- Устройства с максимальной конструктивной скоростью более 25 км/ч, но массой менее 35 кг и без сиденья и рулевого управления.
Нормативная база
- Изменения закреплены Указом Президента №295, корректирующим ПДД. В части СПМ и порядка регистрации также приводятся положения, озвученные как принятые Указом №4. Оба документа направлены на снижение аварийности и упорядочение участия новых видов транспорта в дорожном движении.
Итог
- Если ваш электросамокат/моноколесо/сегвей конструктивно не быстрее 25 км/ч — действуют правила для СПМ с лимитами скорости и ограничениями по тротуарам.
- Если конструктивная скорость свыше 25 км/ч — это, как правило, МТС: нужен техосмотр соответствия, электронный паспорт, регистрация и категория АМ/А1; до регистрации использовать можно только на дорогах без усовершенствованного покрытия в светлое время суток с соблюдением дистанции от правого края.
Вопрос-ответ
Какие транспортные средства не считаются механическими?
- Средства персональной мобильности — например, электросамокаты с ограниченной мощностью.
- Велосипеды с электроприводом, если:
- мощность двигателя не превышает 0,25 кВт;
- максимальная конструктивная скорость — не более 25 км/ч.
- Лёгкие устройства без сиденья и руля, если:
- масса менее 35 кг;
- скорость превышает 25 км/ч.
Можно ли ездить на устройствах, развивающих более 25 км/ч, без регистрации?
Да, но только вне дорог с усовершенствованным покрытием. Разрешено движение:
- по обочинам;
- по краю проезжей части (не далее 1 метра от правого края);
- в светлое время суток;
- на закрытых территориях, лесополосах и т.п.
Если устройство участвует в дорожном движении, его водитель приравнивается к водителю механического ТС. Исключение — устройства без сиденья и руля, массой до 35 кг: они считаются немеханическими.
Нужны ли права для управления устройствами, развивающими более 25 км/ч?
Да, независимо от регистрации:
- Мопед — категория АМ;
- Мотоцикл — категории А или А1.
Какой штраф грозит велосипедисту, не спешившемуся на «зебре»?
Нарушение квалифицируется по статье 18.20 КоАП РБ:
- «Нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками»;
- Включает ответственность за нарушение в состоянии опьянения;
- Штраф варьируется в зависимости от обстоятельств.
Как контролируют скорость на велодорожках и тротуарах?
- Используются технические средства ГАИ для замера скорости;
- При ДТП скорость может быть рассчитана экспериментально;
- В городах применяется видеоаналитика;
- Ведётся работа по внедрению автоматической фиксации превышения скорости на веломаршрутах.
Еще новости

Обновленный BMW 1 Series обещает стать еще более зажигательным хэтчбеком с мощностью 315 лошадиных сил
1 год назад347
0

Как выглядит Kia Carnival 2025: первые фото без камуфляжа
1 год назад381
0

BMW M5 Touring: как мог бы выглядеть гибридный универсал мечты
2 года назад512
0

Цифровая приборная панель Lada Vesta NG приобрела новый вид
2 года назад575
0